Now Reading
Веганство — это религия?

Веганство — это религия?

Веганство — это религия?

Веганство — это не диета, и это больше, чем философия.

Всеядные люди обычно сравнивают веганство с религией, чтобы дискредитировать этот образ жизни. Они хотят отвергнуть нашу философию как суеверную, или отрицать науку о климате как культ разжигания страха апокалипсиса, или окрестить нас группой аскетов, проповедующих аскетизм ради самой строгости.

С точки зрения определения, обвинение «веганство — это религия» неверно, поскольку не существует адекватного определения слова «религия», под описание которого подошёл бы веганский образ жизни.

Религия — это вера и поклонение сверхчеловеческой контролирующей силе, особенно личному Богу или богам.

То есть, по определению веганство — это не религия. Вам не нужно верить в высшую силу, не говоря уже о поклонении ей, чтобы быть веганом. Вам не нужно поддерживать какие-либо фантастические или суеверные идеи, чтобы вести веганский образ жизни. Вы можете просто верить, что ненужные страдания — это плохо — истина, вытекающая из любого прямого переживания страданий. (Если вам нужны доказательства этого утверждения, суньте палец в рот и прикусите, пока на ум не придет слово «плохо». Вера не требуется).

Исходя из этого довольно тривиального убеждения, определение веганства разворачивается почти как тавтология: животные ужасно страдают из-за потребления человеком продуктов животного происхождения (ПЖП), ПЖП практически всегда не нужны людям как факт, и поэтому подавляющее большинство употребления ПЖП вызывает ненужные страдания — следовательно, это плохо. Это абсолютно бесспорные истины, веганство является логичной реакцией на них. Добавьте сюда гуманитарные и экологические аргументы в пользу веганства, и контраргументы (например, «бекон приятный на вкус», «посмотрите на мои клыки», «у растений тоже есть чувства») начинают выглядеть немного глупо.

Вам не нужно верить в магию, чтобы думать, что без нужды пытать и убивать животных — это неправильно, вам просто нужна капля сочувствия к своим собратьям.

Философия с чертами религии

Однако даже если веганство определённо не является религией, даже если его убеждения прочно укоренились в материальном мире, веганское сообщество по-прежнему имеет набор черт, которые можно найти лишь в религиозных течениях. Хотя в принципе веганство может показаться аналогом других философий (чем его и признали) или политических группировок, на практике оно проявляется так, как это делают только религии.

Веганство — это образ жизни, который стремится исключить все формы эксплуатации и жестокости по отношению к животным ради производства еды, одежды или любых других причин, насколько это возможно и практически осуществимо.

Веганство — это практическая философия, то есть философия, которую можно присвоить себе, только если она практикуется. Я могу называть себя консеквенциалистом, деонтологом или специалистом по этике добродетели, не меняя ничего в своей жизни, кроме рассуждений над тем, что мне нравится в моральной философии. Но веганство — это не рассуждения. Это то, что мы едим, носим, как развлекаемся и т.д. Все наши сферы жизни подчиняются единой идее: не причинять вреда животным без нужды.

Идентичность

Веганство, как и религия, выходит за рамки практики и входит в сферу идентичности. Вы не говорите: «я придерживаюсь веганского образа жизни», вы говорите «я веган». Первое будет звучать неуместно, всё равно что «я следую исламскому образу жизни». Ваше веганство — это часть того, кем вы являетесь, и, что особенно важно, это часть, которую вы можете изменить в любой момент — вы не можете выбрать свою расу, страну происхождения или сексуальную ориентацию, но вы можете выбрать свою веру, и вы можете выбрать, быть ли вам веганом.

Методы и ритуалы

Родство веганства с религией на практическом и личном уровне закладывает основу для построения аналогичных структур на культурном уровне. На уровне сообщества веганство действует как религия почти во всех смыслах, кроме словарного определения.

 

Веганский активизм схож с религией своей евангелизацией и ритуальностью. Первое — это своеобразное донесение «Благой Вести» только не об Иисусе, а об освобождении животных. Веган-активисты с усердием пытаются приобщить к движению, как можно больше людей, при этом часто используя характерные ритуалы. К примеру, публичная акция «Куб Правды», который проводит организация Anonymous for the Voiceless, — маски, музыка, демонстрация кадров жестокого обращения с животными. Активисты в масках стараются привлечь внимание людей, чтобы другая часть веган-активистов имели возможность начать продуктивные, сострадательные беседы. Да, в этой практике нет ничего явно религиозного — это спланированные светские усилия по обращению большего числа людей в веганов. Тем не менее, если совершенно отстранённый человек взглянул бы на картину происходящего без какой-либо справочной информации и увидел бы одинаковую одежду активистов, общую идентичность, образование и коллективный дух, разве он не предположил бы, что происходит некий религиозный ритуал?

Чувство родства

Культурная религиозность веганства заключается не только в его распространении — те, кто приобщён к сообществу, знают, что оно имеет внутренние черты церкви. Религиозные люди чувствуют глубокое родство с теми, с кем они разделяют свою веру, и они стараются помочь другим членам своей паствы продвинуться в жизни. Перейдя на веганство, мы начинаем чувствовать причастность к схожему явлению. Если вы веган, у меня есть примитивное, инстинктивное чувство, что мы в одной команде, и я хочу помочь вам, чем могу. Дружба — обычно довольно медленный процесс — кажется, завязывается мгновенно, когда я встречаю другого вегана. Сотрудничество — даже в проектах, не связанных с веганством — необычайно лёгкое. В сообществах веганских активистов часто незнакомцы приветствуют друг друга объятиями даже при первом знакомстве. Где ещё, кроме церкви, социальные барьеры отсутствовали ли бы настолько? Людям нравится ходить в церковь, в том числе потому что там они могут контактировать с разнообразной группой незнакомых людей, которые разделяют их ценности и готовы принять их независимо от их других особенностей. Общие черты могут объединять людей, но общие ценности объединяют души.

Неважно, где вы родились, неважно, какой вы или чем занимаетесь, пока вы верите в милосердие и живёте этой верой, вы один из нас.

Взгляд на религии с позиции веганства

Мы все разные, но по иронии судьбы, единственное, в чем веганы чаще всего похожи, помимо главной общей ценности — это как раз религия: большинство веганов является атеистами. Многие из нас рассматривают религию как шутку, которая, если воспринимать её слишком серьёзно, ведёт к терроризму и страданиям.

Нас также отталкивает то, что наиболее известные религии и духовные идеологии, хотя и проповедуют любовь и сострадание в качестве основных принципов, тем не менее, не призывают полностью воздерживаться от употребления животных в пищу или ради удовлетворения других потребностей.

Некоторые из основных духовных верований проповедуют вегетарианство, в других же религиозных традициях употребление мяса, рыбы и т.д. настолько укоренилось, что подвергать сомнению присутствие мёртвых животных на чье-либо тарелке порой считается возмутительным или даже богохульным, независимо от того, насколько священной и прекрасной считается жизнь.

Krishna with animals 2a | Braj Dham Seva Inc

Религиозные люди могут выражать свою веру в приветствиях или молитвах, вроде «Любви и Света», «Благослови тебя Бог» или «Мир тебе», а затем просто съесть мясо, поблагодарив своего Бога за жизнь животного, или, например, принести животное в жертву в религиозном ритуале.

Каким бы нелепым это не казалось, когда тема заходит о веганстве, вы всё равно обидите кого-то, кто следует этим убеждениям, даже если вы чрезвычайно скромный и вежливый веган. Как и известный музыкант и веган-активист Моби, который является христианином, но при этом терпеть не может евангелизм (стремление к буквальному исполнению Евангелия и в целом Библии). У него на шее сзади есть татуировка с крестом, к которой недавно он добавил надпись «Не убий».

На 32 года своего веганства Моби также набил на руках и шее несколько веганских посланий.

Артист комментирует это так:

«Разве было бы не прекрасно, если бы мировые религии признали одну общую заповедь — «Не убий»? Не убий людей. Не убий животных. Просто не убий».

Это звучит так просто и мягко, но некоторые люди сразу же вступают в оборонительную позицию — иногда даже проявляют агрессию — что в значительной степени противоречит пути, который они исповедуют и защищают. 

Многие из религиозных людей сами часто вступают в споры с веганами, пытаясь оправдать свою позицию стальным на их взгляд аргументом о том, что «Бог разрешил есть (и использовать) животных» или «Бог создал животных для нас». И хотя у веганских утверждений гораздо больше доказательств, чем у книг, написанных неизвестно кем тысячи лет назад (что тоже сомнительно), никакие из них не могут убедить людей поставить под сомнение то, что они привыкли делать или хотя бы задуматься о другом толковании основополагающих принципов их же идеологии. Всё потому, что эти практики традиционно настолько неотделимы от их духовного пути или веры, что им трудно даже просто подумать о переменах.

И хотя веганство по сути разделяет многие основополагающие религиозные ценности вроде доброты, сострадания и милосердия с религиями, веганы настолько часто сталкиваются с негативными проявлениями религиозности со стороны других людей как реакции на веганские идеи, что не хочется иметь ничего общего с этими популярными духовными движениями. Хотя отдельные люди не могут характеризовать религию, как таковую. Это лишь проявления, суть может быть совсем другой.

Веганство выполняет функции религии

Религия — это универсальное культурное наследие нашего вида. Хотя разные общества на протяжении всей истории придерживались многих верований, почти все они имели общины, основанные на убеждениях. Общие убеждения, организованные под единой идентичностью, являются основой человеческого опыта.

Это объясняется довольно просто. Гиперсоциальные обезьяны, подобные нам, извлекают большую пользу из общественной сплочённости, самоконтроля, приверженности и единства цели, которые допускают религиозные рамки. Тем не менее, даже помимо вероятных эволюционных выгод, наше искушение к вере является понятным: идеи большинства религий смягчают наши худшие страхи как смертных существ. Приятно думать, что есть невидимый супергерой, который любит вас и будет заботиться о вас. Приятно представить, что когда ты умрешь, ты получишь вечность в волшебном месте, где будешь играть в настольные игры со своими мёртвыми родственниками. Кому бы не хотелось уснуть в тёплых объятиях таких идей?

Так вот, для веганов эту религиозную дыру заполняет веганство. Да, оно не рассказывает нам успокаивающих историй, чтобы помочь нам справиться с горем или страхом смерти, и не предлагает утешения всемогущего руководителя или наставника. Напротив, веганство заставляет нас противостоять смерти, поскольку она выступает на своей величайшей и самой нигилистической сцене, танцуя на могилах около 3 миллиардов животных каждый день.

Тем не менее, веганство выполняет многие из важнейших функций религии в жизни человека — предлагает культуру, сообщество, идеологию и цель. Оно даёт нам ад, от которого нужно спасать души, и Евангелие, которое нужно проповедовать.

Johann Wenzel Peter — Adam and Eve in the Garden of Eden | Wikimedia Commons

Вывод

Веганы, как атеисты в большинстве случаев, склонны негативно реагировать на сравнения веганства и с религией. Однако, пришло время признать и, возможно, принять эту аналогию. Хотя веганство не является религией, оно имеет религиозный характер: мы — разнообразное и принимающее сообщество, объединённое одной идентичностью через идеологию, и мы надеемся привлечь всех в наше сообщество. Это особенности, а не недостатки нашего движения.

Веганство часто воспринимается как шаг в сторону от человеческой природы, предательство нашей идентичности как всеядных, но во всё более светском, индивидуалистическом мире — это возвращение к нашему происхождению, определение нашей истинной духовности и человечности.

Статья написана на основе переводов статьи автора Macken Murphy на платформе Medium, а также статьи авторки Jessica Fox с сайта The Vegan Review.

Scroll To Top
Adblock
detector