Веганство — это образ жизни, основанный на сострадании, на стремлении действовать с позиции другого живого существа, чтобы сократить его страдания. Сострадание основано сочувствии (эмпатии) — способности распознавать и разделять чувства других, как свои собственные. Следовательно, чтобы проявить сострадание, мы должны сначала испытать сочувствие.
Но как именно выглядит эмпатия, как измерить и как вдохновить больше людей испытывать её? Вопрос исследуется членом исследовательской группы Веганского общества (vegansociety.com) Ребеккой Грегсон.
Клинико-психологическое исследование австралийских учёных показывает, что недостаток внимания к глазам может быть фактором низкого уровня эмпатии. Используя метод отслеживания взгляда, авторы сообщают, что во время взаимодействия между людьми наибольшее сочувствие проявляют люди, которые направляют и фиксируют свой взгляд на глазах другого человека. Люди с низкой эмпатией тратят меньше времени на взаимодействие с глазами субъекта. Их взгляд имеет тенденцию падать вниз (например, ко рту) или останавливаться на одном глазу вместо перемещения между обоими глазами.
Справедливы ли эти идеи в отношении людей и их уровня сочувствия к животным? Мы знаем, что люди в большинстве своём сопереживают разным животным в разной степени — из-за карнистического мировоззрения. К таким животным, как собаки и кошки, в обществе проявляется больше сострадания. Фактически, одно исследование показало, что 91 % людей чувствуют себя морально обязанными проявлять заботу о животных-компаньонах. Тем не менее, благополучие животных, которых люди едят — свиней, овец, цыплят и коров — их практически не заботит.
Известно, что эмпатия, как в отношении человека, так и в отношении животных, отрицательно коррелирована с потреблением мяса. Это говорит о том, что люди с высоким уровнем сочувствия, как правило, едят меньше мяса, чем среднестатистический всеядный человек.
Таким образом, Ребекка Грегсон и её команда предположили, что паттерны взгляда тех, кто придерживается более мясной диеты, будут характерны для низкого уровня эмпатии к животным, которых они едят, в отличие от таких животных, как собаки и кошки.
Чтобы проверить эти предположения, исследователи провели эксперимент по отслеживанию взгляда в выборке из 49 участников из Университета Ланкастера. Исследование проходило в два этапа, во время которых участники рассматривали изображения различных животных: компаньонов (собака, кошка), сельскохозяйственных животных (корова, свинья и овца) и животных, находящихся под угрозой исчезновения (коала, шимпанзе и тигр). На каждом этапе исследователи записывали продолжительность фиксации взгляда, направленного на глаза животных. Два этапа были разделены видео, которое было специально направлено, чтобы вызвать эмпатию к целевому животному. Например, чтобы вызвать сочувствие к сельскохозяйственным животным, участники смотрели видео, где животные заключены в тесные и жёсткие условия содержания, где их насильно вскармливают или разлучают друг с другом. После просмотра видео участники смотрели на изображения животных во второй раз.
Как и ожидалось, исследователи обнаружили, что участники проявляли больше сочувствия к животным-компаньонам (собакам и кошкам), причём на обеих стадиях эксперимента (т.е. до и после просмотра видео). Взгляд на сельскохозяйственных животных отражал менее глубокую эмпатическую вовлеченность. Как видно на рисунке ниже, смотря на животных-компаньонов, участники фиксировали взгляд на обоих глазах, что же касается сельскохозяйственных животных, то взгляд, напротив, отводился от их глаз (например, на нос или уши) или фиксировался на одном глазу. Интересно, что на животных, находящихся под угрозой исчезновения, участники смотрели схожим образом, как на животных-компаньонов.
Таким образом, было также обнаружено, что женщины и те, кто отказываются от мяса, как правило, проявляют больше эмпатии, чем мужчины, и те, кто любит мясо.
Данное исследование показывает, что то, как люди взаимодействуют с лицами животных, соответствует тому, как они заботятся о разных животных в обществе. Предполагается, что будущие зоозащитные кампании, в которых особое внимание будет уделено глазам сельскохозяйственных животных, будут способствовать стимулированию эмпатического отклика у зрителей.
Возможно, отчасти потому, что мы не так часто находим визуальный контакт с животными, которые выращиваются на фермах, как с кошками и собаками, мы и сопереживаем первым гораздо меньше. Не зря считается, что глаза — это зеркало души, и если мы попробуем заглянуть в душу животных, то сможем лучше понять их страдания и прекратить их поддерживать.
В другой статье Грегсон обсуждала влияние детских СМИ на наше отношение к сельскохозяйственным животным.
Что вы думаете на счёт исследования эмпатического взгляда? Дайте знать в комментариях!
Фото: Magda Ehlers / Pexels