Лесные пожары в Австралии, начавшиеся в сентябре, продолжают выжигать континент. Фотографии и видео обугленных животных — неспособных бороться со всеохватывающим пламенем — стали вирусными. По оценкам, в пожарах уже погибло около 1 миллиарда животных. Учёные заявляют, что изменение климата, которому способствует промышленное животноводство, стало причиной усугубления сезонных засух в стране.
Австралийские лесные пожары являются крупнейшими пожарами в истории. Огонь поглотил почти 6 миллионов гектаров (что больше, чем недавние пожары в тропических лесах Амазонки и калифорнийские пожары вместе взятые), разрушил 2000 домов, унёс жизни двух десятков человек и 800 000 МИЛЛИОНОВ животных. И лето в Австралии только началось.
Пожары в Австралии и изменение климата
В то время как засухи не являются редкостью для Австралии, эксперты подчёркивают, что антропогенное изменение климата усугубляет стихийные бедствия.
«Изменение климата увеличивает риск возникновения лесных пожаров за счёт того, что увеличивается сезон пожаров, сокращается количество осадков и повышаются температуры», — сообщает Австралийское Бюро метеорологии, отмечая, что 2019 год был самым жарким и самым сухим годом в Австралии.
«Существует множество факторов, вызывающих лесные пожары, но становится всё более очевидным, что более жаркие и сухие условия играют большую роль в усугублении пожаров», — заявил в твиттере Зик Хаусфатер, специалист по климату из Berkeley Earth, организации по исследованию климата.
«В Южной Австралии с 1950 года произошло быстрое потепление примерно на 1,5 градуса Цельсия (2,7 градуса по Фаренгейту), что создало условия для разрушительных пожаров», — сказал он.
Таким образом, изменение климата само по себе необязательно приводит к пожарам, но превращает уже бушующее пламя в катастрофическое всепоглощающее и неудержимое бедствие.
Австралийские лесные пожары усугубляются двумя факторами, которые имеют «устоявшуюся» связь с изменением климата: жара и сухие условия, говорит Стефан Рамсторф, глава департамента Потсдамского института изучения климатических изменений в Германии (Potsdam Institute for Climate Impact Research) и ведущий автор Четвертого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) Intergovernmental Panel on Climate Change’s Организации Объединённых Наций.
«Благодаря усиленному испарению при более высоких температурах растительность и почва высыхают быстрее», — говорит Рамсторф. «Таким образом, даже если бы количество осадков не изменилось, само потепление уже привело бы к высыханию растительности и, следовательно, увеличило риск пожара».
Многие относят к причинам пожара, помимо особенностей климата континента, поджоги, однако учёные подчеркивают, что изменение климата является основной причиной настолько разрушительной катастрофы в Австралии.
«В настоящее время предпринимаются неосторожные попытки преуменьшить очевидную роль изменения климата в увеличении интенсивности и серьёзности пожаров в Австралии или обвинить «поджоги» как способ отвлечь внимание от растущей угрозы изменения климата. Эти усилия, должно быть, вызваны серьёзным отрицанием проблемы климата», — Питер Глейк, климатолог и соучредитель Тихоокеанского института в Калифорнии.
«Вопрос не в том, вызвало ли изменение климата эти пожары. Пожары начинаются по естественным причинам — или по антропогенным факторам. То, что мы видим, — это ухудшение условий, которые делают пожары в Австралии невообразимо жуткими», — говорит Глейк. «Все эти факторы — рекордная жара, небывалая засуха, отсутствие дождя — способствуют высыханию топлива, которое усугубляет эти пожары. В итоге мы имеем пожары, которые могли произойти в любом случае, но степень, серьёзность, интенсивность этих пожаров намного хуже, чем в противном случае они были бы без отпечатков изменения климата».
Повышение температуры в Австралии в связи с глобальным потеплением «увеличило вероятность возникновения тепловых волн и пожаров. Это не солнце. Это не вулканы. Это не «естественные циклы», — написала в твиттере учёная-климатолог из Колумбийского университета Кейт Марвел. «Нет никакого другого осмысленного объяснения этим пожарам, кроме выбросов в атмосферу удерживающих тепло газов», — заключила она.
«Если кто-то скажет вам:« Это часть нормального цикла» или «у нас были подобные пожары раньше», вежливо улыбнитесь и уйдите, потому что они не знают, о чём говорят», — заявляет Грег Маллинс, бывший комиссар Пожарной охраны Нового Южного Уэльса, в газете Sydney Morning Herald.
Животноводство и изменение климата
Принято считать, что одними из главных виновников изменения климата являются выбросы парниковых газов, связанные с человеческой деятельностью.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) в своём докладе Tackling Climate Change Through Livestock («Борьба с изменением климата через животноводство») сообщает, что выбросы углерода от животноводства составляют 14 % от всех выбросов, что эквивалентно выбросам всех транспортных средств в мире — самолётов, грузовиков, кораблей и автомобилей — вместе взятых. Причем, часть этих выбросов исходит из секторов животноводства, не связанных с производством мяса: например, шерстяной, яичной и молочной индустрий, а также использования скота для вспашки. Животноводство ответственно за деградацию землепользования, обширную вырубку деревьев для расширения сельского хозяйства (выпаса скота и выращивание корма для него), сжигание ископаемого топлива для производства кормов.
На основе одного из последних исследований газета The Guardian выпустила интересную инфографику и наглядно показала, что среди всей биомассы млекопитающих домашний скот составляет 60%, 36% – люди и только 4% – дикие животные.
В этой связи Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) считает, что сокращения выбросов углерода из транспорта и энергии «недостаточно» для достижения и поддержания безопасной температуры на планете.
Однако самое страшное в том, что животноводство, помимо выбросов углерода, ответственно за 44 % антропогенных выбросов метана — который является основной движущей силой изменения климата, поскольку, как следует из доклада IPCC, который цитирует Die Welt, в расчете на 100 лет парниковая активность метана в 28 раз (согласно некоторым данным — в 34 раза) сильнее, чем у углекислого газа, а в 20-летней перспективе — в 84 раза. Выбросы метана связаны с ферментацией у сельскохозяйственных животных – процессом пищеварения, в результате которого внутри кишечника животного выделяется метан, сильный парниковый газ. Такое же воздействие вызывает навоз, его хранение и накопление.
Доклад ФАО анализировался и другими исследователями, которые утверждают, что в нём найдено множество упущений и реальный процент выбросов от животноводства составляет более 51 %.
Сайлеш Рао — эколог, исполнительный директор организации Climate Healers и исполнительный продюсер документальных фильмов «Что такое здоровье» и «Скотозаговор» — в своём новом докладе также подчёркивает, что главной причиной изменения климата является животноводство, поскольку метан ежегодно способствует изменению климата больше, чем углекислый газ. Таким образом сектор животноводства ответственен за 87% выбросов парниковых газов.
«Стратегия, нацеленная исключительно на сокращение сжигания ископаемого топлива, ускорит изменение климата, возможно, до такой степени, что назад пути не будет», — сообщает эколог.
В число мер, предложенных в докладе Сайлеша Рао, а также МГЭИК, входит переход на растительную диету.
«Потребление здоровой и устойчивой пищи, основанной на цельных зернах, бобовых и овощах, а также орехах и семенах … открывает широкие возможности для сокращения выбросов парниковых газов», — сообщает МГЭИК.
Новое исследование, проведённое учеными Оксфордского университета, также показало, что веганская диета является «самой большой мерой», которую может предпринять один человек для уменьшения своего влияния на окружающую среду. Исследователи обнаружили, что отказ от молочных и мясных продуктов снижает углеродный след человека до 73%.
Глобальные корпорации, такие как IKEA, Bloomberg, Unilever, BBC, учебные заведения, такие как Гарвард, Кембридж, Хельсинский Университет и др., церемонии, к примеру, «Золотой глобус», признали разрушительное влияние продуктов животного происхождения на климатический кризис и изменились, приняв диеты на основе растительной пищи.
Что делать?
Одна из бессмысленных тактик, которые чиновники придумали для борьбы с проблемой пожаров в Австралии, — это отстрел 10 000 верблюдов с вертолётов лишь потому, что они пьют большое количество воды.
Более миллиарда животных уже мертвы, а австралийские должностные лица хотят добавить к этому числу ещё тысячу животных, которые являются такими же равноправными жителями этого континента, как и люди, и так же заслуживают возможности выжить в этой жуткой катастрофе.
Мы можем и должны бороться с изменением климата. Безусловно, самый простой способ для людей — это перестать есть животных и стать веганами прямо сейчас. Это не требует правительственной инициативы или обещаний какой-то гигантской корпорации. Для этого нужно сделать выбор исключить животных из своей продуктовой корзины.
Многие из нас чувствуют себя бессильными, сталкиваясь с такими проблемами, как массовое вымирание, повышение уровня моря и рекордные сезоны пожаров, но на самом деле мы обладаем огромной силой, чтобы изменить ситуацию.
Именно поэтому веганство не является какой-то причудливой диетой. Это революционная мера. Приняв его, мы заявляем, что не позволим этой планете и бесчисленным чувствующим животным умирать на наших глазах. Неважно — кенгуру, сожжённый прямо на заборе из колючей проволоки в попытках убежать от огня, или корова, которую подвесили на цепь вниз головой с распоротым кровоточащим горлом — каждое из этих животных боялось за свою жизнь и делало всё возможное, чтобы остаться в живых.
Лучшее время для вегетарианства было вчера — сейчас самое подходящее время для веганства. Присоединяйтесь к веганскому движению сегодня и попросите всех, кого вы знаете, сделать то же самое. Сама Земля зависит от вашего решения.
Также Австралия очень нуждается в помощи в реальном времени — волонтёрством или пожертвованиями — подробнее здесь.
Источники: usatoday, time, climatenexus, sobaka, peta