Now Reading
Натюрморт: картины Левитана, Репина, Крамского, Малевича, Серебряковой, Машкова, Никич-Криличевского

Натюрморт: картины Левитана, Репина, Крамского, Малевича, Серебряковой, Машкова, Никич-Криличевского

Известные натюрморты русских художников

Что такое натюрморт

Натюрмортом называют все изображения неживых объектов. Или «мертвых» объектов живой природы. Например, дичь или цветы из мертвой природы и стопка книг из классического натюрморта.

Картины известных художников натюрморты1

Изображение может быть нарисовано, сфотографировано или изображено любым другим способом. Хотя бы на видео. Жанр этот появился в 17 веке, когда и у художников фантазии поубавилось, и искусство стало более доступно широкой публике.

Сложно представить изображение тарелки в Древней Греции, где боготворили человеческое тело, или среди религиозных картин средневековья. Всему свое время, как говорится.

Сейчас это очень популярный жанр живописи и фотографии. Сначала все натюрморты могли быть цветочными или учеными. Цветочные дарили женщинам или вешали в родовых замках.

Ученые — с изображением книг, черепов и любой другой университетской атрибутики, дарились более искушенным мужам. Далее появились сначала картины с посудой, потом с иллюзиями.

В общем, едва появившись, этот жанр тут же стал модным и популярным. А с развитием необычных направлений живописи, например кубизм и постмодернизм, в жанр вдохнули вторую жизнь.

Так появился этот жанр. Теперь давайте посмотрим самые интересные натюрморты знаменитых художников Европы и России. Отдельно рассмотрим современное искусство. Оно тоже заслуживает внимания.

Как развивался натюрморт в искусстве

Первоначально, в 15-16 вв. изображения неодушевленных предметов были востребованы только как религиозные картины, способные обрамить цветами божественный лик. Тогда же появились работы с черепами. При этом картины «Натюрморт» художников любого уровня могли использоваться для практических целей: украшения интерьера и маскировки неблаговидных углов дома.

В 17 в. произошло становление подобных картин как обособленного и независимого жанра. Такая тенденция была связана с популярностью голландских и фламандских художников, которые не просто делали красивые картины, а могли передать в них скрытые смыслы: быстротечность жизни, неизбежность смерти, христианские заповеди. Голландцы также любили рисовать так называемую тихую и застывшую жизнь повседневного мира.

Развитие нидерландского натюрморта, оказавшего огромное влияние на весь жанр, можно представить следующим образом:

Направление Особенности Представители
Цветочный натюрморт

(40-е гг. 17 в.)

Роскошные цветочные рисунки отражали особенности быта голландцев: традиции иметь комнатные растения и сады на виллах. Амброзиус Босхарт Старший и Босхарт Младший, Бальтасар ван дер Аст, Ян Давидс де Хема.
«Завтраки» и

«Сервированные столы»

(начало 17 в.)

Изображения накрытых столов делились на праздничные банкеты и скромные ежедневные завтраки. Причина появления – частые портреты членов стрелковых гильдий во время пира в 16 в. Николас Гиллис, Флорис Герритс ван Схотен, Флорис ван Дейк, Клара Петерс, Адриан Корте
Учёный или философский натюрморт

(середина 17 в.)

Появился в университетской среде и получил наименование «суета сует». Этот интеллектуальный вид живописи чаще затрагивал Библию и базировался на иллюзионистских техниках. Питер Стенвейк, Давид Байи, Мария ван Остервейк.

Также работы голландских мастеров создавались в жанре тонального натюрморта – монохромных изображений легкого беспорядка и интимности. Существовали также кухонные, охотничьи и рыбные натюрморты, которые положили начало других европейским и русским традициям в живописи. Во второй половине 17 в. стали пользоваться популярностью картины художников «Натюрморты с цветами и фруктами», которые отличались пышностью, светлым колоритом и декоративностью.

Распространенные сюжеты

Выбор сюжетов для написания в период становления жанра выпадает на «тихую жизнь вещей». Фламандские художники рисуют рыб, которые только что выловлены из водоемов, обезьян, растения в вазе, книги, фрукты, посуду. В произведении Яна Давидса де Хема «Цветы в вазе» сломанные растения символизирует греховность жизни, полевые цветы символизируют чистоту и непорочность.

Голландские мастера не включают в свои композиции людей. Обычно это стол, где изображается кувшин, предметы быта, чашка, как на полотне Виллема Клас Хеда «Натюрморт с трубками жаровни».

У итальянских мастеров преобладают музыкальные инструменты, их изображают в разных ракурсах: картина Эваристо Баскениса «Натюрморт с музыкальными инструментами».

Вплоть до XVIII века преобладают цветочные композиции. Они символизируют бренность существования на земле и быстротечность земных радостей. Нередко полотна дополнялись фруктами, графинами.

В работах Винсента Ван Гога летние букеты представлены в разных вариациях, но преимущественно это подсолнухи.

В современном искусстве нет никаких ограничений. На полотнах мастеров можно увидеть кофе, фрукты, книги, даже пустые пивные банки.

Стили

Несмотря на кажущуюся простоту, у натюрморта множество граней. Добиться идеальной формы у предметов удавалось при помощи светотеней, сохранения пропорций. Из-за высокой конкуренции во время взлета популярности жанра сформировались определенные стили:

  • цветочный, самый массовый;
  • цветочно-фруктовый, с пиком популярности в XVII веке;
  • тональный, полотна в этом случае имели много коричневых и серых оттенков;
  • кухонный или бытовой стиль, с включением сцен из повседневной жизни;
  • рыбный, выступал в качестве своеобразной дани мореплавателям;
  • роскошный, с отображением богатой жизни нового класса буржуазии;
  • охотничий, на полотнах обязательно изображалась битая дичь, оружие;
  • «накрытый стол», то есть с отображением деликатесов и национальных продуктов;
  • «обманка» или практически трехмерное изображение, которое было тяжело отличить от фотографии или реальности.

И конечно неординарный стиль «Vanitas». Картины обязательно содержали предметы, напоминающие о бренности бытия.

Направления искусства

Изобразительное искусство находится в непрерывном развитии, поэтому оно не имеет четко выраженных границ. Большинство направлений сильно переплетены. По стилю исполнения выделяют следующие направления:

  1. Академизм. Это фактически обобщенные достижения творцов эпохи Возрождения. В эту группу включат изящное рококо, ампир. В жанре писали многие известные мастера: Исаак Левитан (1860-1900) «Лесные фиалки и незабудки» (1889), «Васильки» (1894). Советский художник А. Никич-Криличевский (1918-1994) «Этюд с медалями» (1951), «С неделей» (1966).
  2. Кубизм — модернистское направление. Полотна мастеров изображают трехмерные объекты в двумерной плоскости. Направление сформировалось в начале XX века. Ярким представителем является Хуан Грис (1887-1927) и его «Натюрморт с бутылкой и ножом» (1912). Нельзя не упомянуть Пабло Пикассо (1881-1973) и его «Натюрморт с бутылками ликера» (1909), «Натюрморт с черепом быка» (1939).
  3. Импрессионизм. Картины этого стиля практически полностью лишены подробностей, автор пытается передать общее впечатление от увиденного. Эдвард Мане (1832-1883) был выдающимся импрессионистом: «Натюрморт с цветами» (1880), «Сирень и розы» (1883). Камиль Писсарро (1830-1093) прославился полотнами в этом стиле: «Ваза с тюльпанами» (1900), «Букет цветов» (1873).
  4. Абстракционизм. Основная суть направления – вызвать разнообразные ассоциации у зрителей. Стиль предполагает полный отказ от переноса действительности на картину, главное добиться гармонии в цветовых сочетаниях и формах. Самый яркий представитель направления Пабло Пикассо (1881-1973), который работал в разных направлениях. В стиле абстракционизм выделяют: «Натюрморт с грушами и кувшином» (1960), «Натюрморт с лимоном и апельсином» (1936).

Натюрморты встречаются в самом авангардном направлении – сюрреализме. Стилю присущи сочетания форм, которые в настоящей жизни совершенно не сочетаются. Понять суть направления можно по картинам Сальвадора Дали (1904-1989) «Живой натюрморт» (1956), «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).

В современном искусстве жанр проник практически во все направления и стили, включая фотореализм, поп-арт и нео-поп.

Развитие в России

Несмотря на отсутствие притягательности к стилю среди российских художников, направление просматривает в полотнах, посвященных каноническим сюжетам. Первым художником, который начал развивать стиль на территории России стал Хруцкий Иван Трофимович (1810-1885). Известность к нему пришла благодаря написанию групповых портретов и натюрмортов.

Хруцкий работал в академическом стиле. В 1832 году он пишет два самых известных натюрморта: «С вазой» и «С птичкой». В XIX веке он становится самым «покупаемым» мастером в империи.

В начале XX века жанр в России получает необыкновенную популярность. Именно тогда этот стиль становится равноправным среди всех направлений. Буквально за 15 лет жанр проходит тернистый путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Многие художники смогли отличиться в этом направлении:

  • Николай Сапунов (1880-1912): «Цветы и вазы на розовом фоне» (1910), «Вазы, цветы и фрукты» (1912). Творца постигла внезапная смерть вследствие утопления на Финском заливе.
  • Петр Кончаловский (1876-1956): «Поднос и зеленая картонка» (1912), «Сирень» (1951).
  • Кузьма Петров-Водкин (1878-199): «Черемуха в стакане» (1932), «Натюрморт с письмами» (1925).
  • Игорь Грабарь (1871-1960): «Хризантемы» (1950), «Неприбранный стол» (1907). Несмотря на склонность автора к импрессионизму, Грабарь старался найти новые художественные приемы и усложнить композиции и технику исполнения.
  • Илья Машков (1881-1944), яркий представитель постимпрессионизма. Из ярких работ можно выделить: «Клубника и белый кувшин» (1943), «Фрукты с сельскохозяйственной выставки» (1939), «Снедь московская. Хлебы» (1924).

Во второй половине XX века появляется еще несколько интересных творцов. Например, Владимир Вейсберг (1924-1985), который на своих полотнах отображает предметы обыкновенной формы, а цветовые решения доводит до минимума: «Натюрморт с двумя серыми вазами и белой бутылкой» (1970), «Натюрморт с чайником и лимоном» (1958).

Сергей Андрияка, рожденный в 1958 году творит по сегодняшний день. Является членом Российской академии искусств и пишет акварелью. У него много интересных и очень известных работ: «Восточный натюрморт» (1991), «Домашние пироги» (2001), «Чайники» (2002).

Значение в академической живописи

Для оттачивания навыков и мастерства в художественных школах часто используют натюрморт из геометрических фигур карандашом. Работа над таким рисунком всегда ведется в определенной последовательности:

  • построение композиции;
  • создание наброска;
  • прорисовка с натуры;
  • нанесение тона.

Это позволяет начинающему художнику получить сразу несколько нужных навыков и главное – создавать выразительную композицию. Ученики учатся делать промежутки между предметами. Обучение обычно начинается с прорисовки геометрических предметов, например, гипсового куба и/или цилиндра, то есть по принципу «от простого к сложному».

Современное искусство

Таких художников можно найти в картинных галереях России, в зале русской живописи. Но ведь искусство не стоит на месте! И современные авторы тоже рисуют и ух как рисуют. Что же они могут нам предложить?

Конор Уолтон

Художник ирландского происхождения 1970 года рождения. Считается одним из лучших современных художников в области портретов и натюрмортов.

Картины известных художников натюрморты12

«Сокрытое», наверное, одна из самых популярных работ и самая необычная. Картина фотореалистична, современна и злободневна. А уж какие скрытые смыслы можно ей приписать…

Анна Петина

Помните, что натюрморт не только картина, но и фотография? Вот я и решил приложить победительницу фотоконкурсов в номинации натюрмортов.

Картины известных художников натюрморты13

«Время пить чай». Необычная фотография. С современной техникой Анна считает, что самое сложное – составить композицию, а не сделать именно фотографию.

Кевин Бест

Еще один фотограф, но уже классического направления. Новозеландец решил, что создавать новое не нужно, если можно вдохнуть жизнь чему-то существующему.

Картины известных художников натюрморты14

«Лесные фиалки и незабудки»

Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако — от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия… Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».

«Яблоки и листья»

Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея. Художник-передвижник составил композицию для своего ученика — Валентина Серова. Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада — помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.

«Цветы и плоды»

Цветы и плоды, 1839 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва), Иван Хруцкий

«Цветы и плоды», 1839 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва), Иван Хруцкий.

See Also

Иван Хруцкий — прославленный мастер живописи, чьи работы сегодня признаны настоящими шедеврами. Его натюрморты породили целую волну подражаний и имели успех у публики. Одним из лучших его произведений смело можно считать «Цветы и плоды». Оно пропитано осенними мотивами. Спелый виноград, груши, лимоны, персики, тыква говорят о том, что пришло время собирать урожай. По смотрящим вниз пионам видно плавное увядание природы. Зеленые, синие, розовые, желтые оттенки символизируют самую пеструю пору осени. В центре композиции — ваза с рельефными животными и растениями. Они являются лишь частью декора вазы, однако привносят в натюрморт оживленность.
Стакан с лимонной водой (рядом с вазой) не только гармонирует с виноградом, но и с блестящим стеклянным сосудом позади. Еще один замечательный элемент композиции — тыква. Это самый крупный, весомый плод на картине Хруцкого, он делает ее более основательной. Маленькая гроздь винограда на переднем плане находится так близко к краю стола, будто скоро сорвется и упадет. Такой интересный прием художник использовал, чтобы сделать натюрморт более подвижным.

«Завтрак на траве»

Картина создана под впечатлением от скандального полотна Эдуарда Мане с одноименным названием. Общего у картин мало, кроме лесного пейзажа.

Для написания леса Клод выезжал на пленэр, а будущих героев рисовал сначала в мастерской, затем еще и на природе в виде этюдов. И только после этого в мастерской художник объединил все в одно целое. В первую очередь, картина завораживает своим солнечным светом, который проникает сквозь зеленое кружево листвы.

Художник расплатился «Завтраком на траве» за квартиру. Новый хозяин потерял часть картины и только спустя шесть лет Моне смог выкупить свою работу, восстановив утерянные фрагменты и переписав какие-то заново.

«Любительница абсента»

Жизнь Пикассо началась очень необычно. По легенде, он родился слабым младенцем, и акушерка даже подумала, что он мертв. Однако дым от сигары дяди, который стоял рядом, пробудил ребенка.

Картина «Любительница абсента» – портрет души Пикассо. Художник постоянно преодолевал различные испытания: нищету, отсутствие заказов, смерть близкого друга. Именно поэтому тема одиночества и опустошенности отражена во многих его картинах. На время написания «Любительницы абсента» у художника даже не было денег на холст. Для этого Пикассо взял старую работу, закрасил ее и воспользовался обратной стороной. Цвета получились приглушенными, а героиня – зажатой и усмиренной тоской. Она настолько погружена в себя, что безразлична к происходящему. Абсент на столе – это портал в мир забвения, где нет тревог, болезней и страхов.

«Завтрак аристократа»

Федотов называл свой жанр живописи «нравственно-критическими сценами из современной жизни». В его работах были важны детали, ведь они раскрывали истинный смысл сюжета. Если хорошо присмотреться, то именно предметы на картине «Завтрак аристократа» раскрывают характер и образ жизни персонажа. Аристократ пускает пыль в глаза: он окружен модными и дорогими вещами, но завтрак его очень скудный. Он впопыхах пытается прикрыть кусок черного хлеба книгой. Кстати, сам художник назвал свою картину «Не в пору гость». А уже после его смерти появилось нынешнее название.

«Сцена на рынке»

Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569 © Hallwyl Museum, Stockholm

В XVI веке, придя на смену религиозным сюжетам, в жанровую живописи Нидерланд пришла еда — на столе, на рынке, на кухне. Питер Артсен, вошедший в историю мировой живописи как один из основоположников этого жанра, стал бытописателем повседневной жизни простолюдинов, крестьян, слуг, торговцев. Из картины в картину зритель попадает то в «Мясную лавку» (1551) или на «Обильную кухню» (1570), где столы ломятся от огромных окороков и рыбин, разделанных туш, коровьих голов и колбас, монументальных сырных голов и пирамид из овощей и фруктов; то на «Крестьянский праздник» (1951), где танцуют «Яичный танец» (1552), полный скрытых символов и смыслов; то в «Блинную» (1960) или к «Кухарке» (1559), осанкой, статью и взглядом похожую на императрицу и нанизывающую на вертел туши с видом величественным и грозным.

Рынок, со всеми его персонажами — продавщицей с овощами, торговцем дичью, мясником — отдельная тема Артсена, позволяющая бесконечное количество раз обыгрывать любимые сюжеты и сцены. Во всех его лавках и рынках всевозможная снедь занимает большую часть пространства и «играет» главную партию, в то время как человеческие персонажи отходят на второй план.

Натюрморт с крабом

Есть мнение, что именно как жанр натюрморт оформился в Голландии, в 17 веке. Конечно, и до этого художники изображали букеты, фрукты, столовую утварь, но лишь как часть иной композиции. Более того, много лет натюрморт был неразрывно связан с религиозной живописью — цветы, в частности, обрамляли святые фигуры.

Мастера из Нидерландов изменили эту традицию. В 17-18 веках появилось несколько направлений голландского натюрморта и множество живописцев, прославивших жанр. Среди выдающихся имен — представитель «малых голландцев» Виллем Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda), чья картина «Натюрморт с крабом» сейчас хранится в российском музее Эрмитаж.

Знаменитые натюрморты. Хеда. Натюрморт с крабом

Пожалуй, среди вещей, на которые можно смотреть бесконечно, стоит упоминать и произведения Виллема Хеда. Хеда — «мастер завтраков»: на картинах сверкают хрустальные кубки, белеют скатерти, бликуют серебром кувшины, на тарелках разложена аппетитная (или не очень) снедь. Сюжеты неоригинальны, но мастерство исполнения, «живость» фактур поражают.

Пышные булочки золотятся будто только из печи, а бокалы хочется взять в руки. Мастерство художника выражается и в символизме каждого предмета «на сцене» — их расположение относительно друг друга выверено едва ли не с математической точностью. И каждый несет в себе собственный смысл. Так, к примеру, серебро означает богатство, лимон — красоту, в которой заключена горечь.

Натюрморт с черепом и пером

Соотечественник Хеда Питер Клас (Pieter Claesz) — еще один великий «малый голландец», работавший как в жанре «завтраков», так и в более мрачном, но весьма популярном в XVI-XVII вв.. направлении vanitas — «аллегоричный натюрморт». Термин имеет отношение к изречению Экклезиаста, писавшему, что все на свете — суета из сует. Собственно, “vanitas” и переводится с латыни как «суета».

Знаменитые натюрморты. Натюрморт с черепом и гусиным пером. Питер Клас

«Натюрморт с черепом» реалистичен настолько, что вызывает экзистенциальную грусть. Картина глубоко метафорична и напоминает театральную сцену, где у каждого «актера» своё место, цель и даже действие. Так падающий бокал, лишенный зубов череп, угасшая лампа призваны напоминать зрителю о быстротечности жизни и непостоянстве мирского бытия. Каменная столешница словно вдвигается в пространство перед рамой, делая впечатление от полотна еще более ярким, создавая эффект присутствия. Как и другие полотна автора, «Натюрморт с черепом» отличается безупречным исполнением, тщательно выписанными деталями и фактурами.

Подсолнухи в желтой вазе

Импрессионисты тоже экспериментировали с vanitas и его мрачными смыслами — стоит вспомнить хоть натюрморты с черепами, которые рисовал Сезанн. Но в творчестве ван Гога (Vincent Willem van Gogh), несмотря на весь трагизм жизненных обстоятельств художника, доминируют светлые жизнерадостные оттенки и предметы. Художник часто писал натюрморты, но визитная карточка мастера — знаменитые «Подсолнухи» в золотистой вазе.

Знаменитые натюрморты. Подсолнухи. Ван Гог

Композиция пронизана светом и словно сама излучает его — яркий, солнечный, полный радости и ожидания чуда. Ван Гог обожал подсолнухи — для него эти цветы символичны и были исполнены глубокого смысла. В общей сложности он рисовал их около десятка раз — шедевры вошли в два цикла работ. Самый знаменитый букет подсолнухов написан в Арле, в 1888 году.

Источники
  • https://krasivodel.ru/articles/kartiny-izvestnyh-hudozhnikov-natyurmorty.html
  • https://Hudognik.net/artists/Still_life/
  • https://art-dot.ru/natyurmort/
  • https://www.culture.ru/materials/120418/natyurmorty-risuem-to-chto-pod-rukoi
  • https://www.wm-painting.ru/Ob_iskusstve/p2_articleid/1603
  • https://www.gastronom.ru/text/samye-izvestnye-kartiny-c-edoj-1012066
  • https://zen.yandex.ru/media/tochka_art/eda-kak-na-kartinke-top10-znamenityh-natiurmortov-i-receptov-k-nim-5ed0c6cc9217f57f7c9a8a42
  • https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/top-5-samyx-prekrasnyx-i-znamenityx-natyurmortov
[свернуть]
Scroll To Top
Adblock
detector