Now Reading
Каролина Гонсовска: изучение веганства и Human-Animal Studies сквозь призму живописи и литературы

Каролина Гонсовска: изучение веганства и Human-Animal Studies сквозь призму живописи и литературы

Каролина Гонсовска: изучение веганства и Human-Animal Studies сквозь призму живописи и литературы

Я Каролина Гонсовска — автор блога tollereancoras.com и активистка за права животных. Мне бы хотелось, чтобы этот блог изменил хотя бы одну жизнь – никому неизвестной коровы, безымянной лошади, заключённого в тюрьме тигра, бездомного кота, спасённой кем-то курицы или мою и вашу.

Я родилась в Москве в семье писателей и художников. Моя мама была художницей, часто путешествовала, привозила скромные подарки и много рассказывала мне о том, что в нашей семье было одной из самых главных тем, — о защите животных.

Ещё в детстве я поняла, что моих друзей беспощадно и жестоко выращивают и убивают на мясо.

Я не была «классическим» городским ребёнком, меня всё детство окружали животные. У нас был дом в крошечной деревне недалеко от Калуги, где прошло моё детство. Я проводила там все летние месяцы, наблюдая за коровами, играя в прятки, строя шалаши в лесу и слушая, как бабушка читает мне книги.

Тогда я, конечно, не знала из чего делается сливочное масло, почему коровы «дают» молоко, и куда исчезают куры нашей соседки Вали. Но уже тогда у меня не было ни малейших сомнений в том, что у животных есть такое же чувство привязанности к семье, как у нас, такие же эмоции, инстинкты и страхи.

Когда мне было 12 лет, мне на глаза попалась история Пола Маккартни: в далеком 1977 году он провел параллель между тем, что лежит у него на тарелке, и теми, кто пасётся на лужайке у его дома. Пол и Линда Маккартни жили на ферме и разводили овец. После того, как он осознал, что любить одних животных и есть других — этически недопустимо, он отказался от мяса и вместе со своей женой стал активистом за права животных. Его история произвела на меня сильное впечатление.

Безусловно, на меня также повлияла моя мама, художница Илона Гансовская, — она всегда старалась принимать участие в акциях в защиту прав животных. Более того, её искусство было направлено на то, чтобы показать животных на картинах не как объекты, а как субъекты. В 1992 году в одной из московских галерей была убита и разделана профессиональным мясником свинья, а мясо — роздано посетителям вернисажа. Моя мама в компании других художников и активистов ночью разбила окно галереи, оставив послание автору акции: «Убийство, рассматриваемое как факт искусства, автоматически уничтожает все нравственные законы».

«Портрет петуха», Илона Гансовская, 2008

Лучшего решения внутреннего этического конфликта я не могу представить до сих пор.

В более осознанном возрасте я перестала есть мясо и рыбу. Это была философия неучастия в цепочке бесконечной боли и ужаса, конечным звеном которой был бы мой мясной обед. Через какое-то время я стала следить за тем, какую обувь я ношу, каким шампунем пользуюсь и максимально сократила любою эксплуатацию животных, невольным участником которой я могла стать.

«Моя голубая сестра», Илона Гансовская, 2018

В 2005 году я переехала жить с мамой в Ригу. Именно здесь начался мой долгий, но верный путь перехода на веганство. Я посмотрела фильм «Земляне» и узнала о том, какие страшные вещи скрывает в себе молочная индустрия. Я всем настоятельно рекомендую его посмотреть, чтобы один раз увидеть правду, а дальше — делать собственные выводы.

С тех пор мне не стыдно быть человеком. Мне не стыдно перед самой собой, не стыдно смотреть в глаза животным, и я полностью уверена в том, что поступаю честно по отношению к другим животным и к моему дому – Земле. Привычки, традиции и воспитание — всё это лишь оправдания, которые не несут в себе ни капли смысла. У человека в жизни есть только две вещи — тело и дух, и только о них стоит по-настоящему заботиться. Если мне больно и страшно смотреть видео, снятые на зверофермах и на молочных фабриках, то почему мне не стыдно быть частью этих индустрий?

Я видела очень разных животных. Был период, когда моя мама и компания молодых ребят-активистов организовали в Москве группу защиты животных. Подробно о нашей деятельности я не могу рассказывать, однако тогда я своими глазами увидела то, что многим не удается до сих пор. Я видела кроликов, которым в голову были вживлены электроды. На них тестировали лекарство от дальтонизма. Я видела подопытных крыс и условия их содержания, замороженных для студентов-медиков лягушек, которых они собирают летом, чтобы потом вскрывать их заживо. Я видела израненных енотов и лис с притравочных станций — я никогда не сталкивалась с таким количеством боли и страха в глазах живого существа.

Лиса с притравочной станции

С 2010 года я веган, с тех пор я не только не ем продуктов животного происхождения, но и не использую тестированную на животных косметику, бытовую химию, не ношу кожу и шерсть, сортирую мусор и не участвую в развлечениях, где используются животные. Конечно, на 100% не быть участником глобального механизма смерти невозможно. Иногда приходится идти на компромисс, но веганство — это стремление к свободе, а не заключение в собственной клетке запретов.

Исследуя взаимоотношения человека и животных

В Риге я поступила в университет, где изучала русскую филологию. Для меня это был простой выбор: мой дедушка, Север Гансовский, — достаточно известный в своё время писатель-фантаст. Более того, я всегда любила читать, исследовать и разбираться не только в текстах, но и в языке. Моя первая научная работа была посвящена биографии Севера, однако уже тогда я понимала, что в магистратуре обязательно займусь изучением его текстов. Север любил животных, более того, они очень часто становились полноценными героями его произведений. Для меня было важно, что он не использовал их метафорические образы, а говорил о них как о личностях, не прибегая к антропоморфизму (т.е. не подразумевая, что за их персонажами скрываются люди). Рассказы «Зверёк», «Младший брат человека», «Спасти декабра!», «День гнева», «Двое» — несомненно, фантастические, однако они вполне о реальных людях и о невыдуманных животных.

Север Гансовский

Моё исследование привело меня к научному направлению Human-Animal Studies, которое изучает взаимоотношения человека и животных и как метод применимо во множестве дисциплин.

Оно возникло после публикации в 1975 году книги австралийского философа и профессора биоэтики Питера Сингера «Освобождение животных». Его книга посвящена взаимоотношениям человека и животных, а также тирании, которой подвержены животные в человеческом обществе. Сингер, развивая идеи английского философа Иеремии Бентама, рассуждает о специецизме (т.е. видовом шовинизме или видовой дискриминации). «Освобождение животных» подробно рассказывает о том, что происходит с животными в исследовательских лабораториях, на зверофермах и в других индустриях, использующих животных. Эта находка оказалась определяющей в моей работе. Мне удалось обнаружить невероятные вещи в рассказах Севера и почувствовать, как он сам трепетно относился к животным. Более того, в одном из его рассказов, написанном в 1960 году, Север высказывает мысль о том, что, говоря современным языком, в будущем мы все могли бы стать веганами:

«Конечно, было время, когда люди не глядя уничтожали всё без разбора. Но теперь человечество выросло из этого возраста. Ему не нужна первобытная жестокость. Естественно, мы и сейчас режем крупный и мелкий скот. Но мы же его и разводим. А в будущем человек и вовсе перестанет нуждаться в животной пище. Научится другими способами добывать необходимые ему белки. И вообще не будет уничтожать живую разумную жизнь на земле».

See Also
Сливочное масло производит на 75% больше парниковых газов, чем его веганские аналоги

Конечно, в 1960 году взгляд на происходящие очень отличался о того, что мы знаем и думаем теперь. Однако, согласитесь, подобная мысль, высказанная советским писателем-фантастом в рассказе, основной аудиторией которого было молодое поколение любителей фантастики, всё же не пустой звук.

Мне всегда хотелось сделать для животных что-то больше, чем просто уличный активизм.

Во время исследования Human-Animal Studies для меня открылся целый мир науки, посвящённой вопросам эксплуатации животных людьми. Я решила, что обязательно продолжу заниматься этой темой, участвовала в конференциях и уже жду несколько своих публикаций в научных журналах. Мне всегда хотелось сделать для животных что-то большее, чем просто уличный активизм. И я решила, что моё образование и любовь к написанию текстов надо объединить в блоге, посвящённом не только Human-Animal Studies, но и другим, интересующим меня темам, связанным с защитой животных. Так появился блог tollereancoras.com. В нём я делюсь не только новостями из мира защиты животных, но и рассказываю о людях, философах и исследователях, которые занимаются защитой животных. Я обратила внимание на то, что в большинстве случаев в интернете веганство связано с едой, рецептами и поисками альтернатив продуктам животного происхождения. На мой взгляд это и хорошо, и плохо, ведь за рецептами теряется этическая база веганского образа жизни.

Акция «Cube of Truth» в Риге, 2019 год

В Риге я присоединилась к группе активистов The Animal Save Movement, которая была создана как «филиал» международной организации. The Animal Save Movement устраивает акции Cube of Truth («Кубы правды») в городах Америки и Европы, а также проводит вигилии у стен скотобоен. Для меня это оказался новый и важный опыт, которым мне бы тоже хотелось делиться в своём блоге. Конечно, я только начинаю работать над блогом и дополнительно веду инстаграм, который мне помогает и мотивирует находить время на изучение новых тем.

Моя основная задача — информировать, рассказывать и освещать тему защиты животных через призму науки, литературы и различного рода новостей.

Например, история британского фермера, который в 2017 году преобразовал свою молочную ферму, доставшуюся ему по наследству, в ферму по производству овощей и веганских продуктов, а своих 73 коровы он перевёз в приют-заповедник. Это история освобождения животных от эксплуатации и освобождения человека от глубочайшего внутреннего морального конфликта. Именно о таких историях мне интересно рассказывать. 

Далеко не каждый может быть активистом, но каждый может активно участвовать в общем важном деле. Я понимаю, что мне сложно вести дискуссии или спорить с теми, кто не хочет воспринимать новые для себя идеи. Но я могу рассказывать и писать, и для кого-то моя работа может оказаться интересной.

Мне бы хотелось, чтобы наука и философия о веганстве и защите животных не была в тени миллионов рецептов, а занимала достойное место среди огромного многообразия активисткой деятельности.

Чтобы не пропустить мои статьи, достаточно подписаться на мой инстраграм @tollereancoras.blog, в котором, помимо анонсов статей, я делюсь вдохновляющими меня цитатами, кратко рассказываю о том, как те или иные индустрии используют животных, пишу о приютах и заповедниках для спасённых животных, и иногда что-то рассказываю о своей жизни и активистской работе.

Scroll To Top
Adblock
detector